Франческу Вудман (Francesca Woodman) называли модернистом, сюрреалистом и даже готическим художником. В ее работах отголоски всех трех направлений. Она фотографировала себя одержимо, но часто ее движения размыты или фигура наполовину скрыта, она постоянно пытается убежать или спрятаться. Конечный результат не является автопортретом, это в большей степени серия кадров из непрерывного спектакля, в котором играет ее «я» — маскировка, преобразование и искажение собственного тела.
В «Виктории Миро» будет выставлено около 50 фотографий Вудман — маленькие, старомодные отпечатки, которые напоминают фотографии из прошлого века — свидетельство короткой, но творчески продуктивной жизни. Ее жизнь прервалась в январе 1981 года: после затяжной депрессии художница сбросилась с крыши здания в Нью-Йорке. Ей было всего 22, но остался архив — около 800 изображений, многие из которых до сих пор никто не видел.
Подобно Сильвии Плат, Вудман — художница, работы которой часто проникнуты темой смерти, наполняя эти уже сложные изображения еще и другим слоем таинственности и в некоторых случаях предчувствия. В серии фотографий, которые она сделала в середине 70-х, когда изучала фотографию в род-айлендской школе дизайна, ее очертания размытые, темные, призрачные.
Иногда она одета, как героиня викторианского романа (она стала собирать старинные одежды задолго до того, как это вошло в моду), а порой как Алиса, что вот-вот исчезнет в Зазеркалье. На одном из известных изображений она стоит рядом с двумя другими обнаженными женщинами, каждая из которых скрывает свое лицо за фотографией Вудман, в то время как другое лицо художницы смотрит на нас с автопортрета, приколотого к стене,. В качестве упражнения, подрывающего объективность взгляда камеры, это и провокационно, и игриво.
Однако у Вудман много фотографий, на которых она изображена обнаженной, она часто позировала в пустых комнатах с облупленной краской и выцветшими обоями, которые приводят в замешательство. В ее работе прослеживаются отголоски старых фотографий и художественных традиций. Ее изображения часто перекликаются с портретами новоорлеанских проституток Беллока (Bellocq) и кукольных фотографий немецкого сюрреалиста фотографа Ханса Беллмера (Hans Bellmer).
Это шоу ни у кого не вызовет чувство сожаления. Самая ранняя фотография на этой выставке была снята в Боулдере, штат Колорадо, в 1972 году. Она называется просто — «Автопортрет в тринадцать лет». На ней юная Вудман одета, ее длинные волосы полностью скрывают лицо, левая рука тянется к затвору камеры. Это так таинственно и неуловимо, как и любая из ее более поздних ню или постановочных фотографий. Уже в 13 лет Вудман нашла свою неизменную тему. Почти через 30 лет после ее смерти она все еще скрывается от наших глаз, такая загадочная и привлекательная.
Выставка работ Франчески Вудман продлится до 22 января в галерее «Виктория Миро» в Лондоне.