В Пекине проходит скандальная выставка «Портреты» братьев Гао (Gao Qiang and Zhen), авторов известной скульптуры, изображающей арест проститутки тремя жандармами, и гигантской стальной головы Ленина, чью макушку венчает маленькая фигурка голого Мао с женскими грудями. Гао не считают себя диссидентами – просто художниками, ищущими истину.«Портреты» – первый проект братьев вне жанра скульптуры. В сентябре они планируют провести свой первый персональный проект и в Лос-Анджелесе, пишет Los Angeles Times.
Их оружие – кисти, поле битвы – полотна. Но в Китае, где политическое инакомыслие часто приводит к уголовному преследованию, произведения художников-авангардистов власти могут расценить как угрозу, подобную массовым протестам.
В своем творчестве братья Гао давно используют образ Мао Цзэдуна в самых неожиданных ракурсах – это главный мотив их скульптур, картин и театральных постановок. «Я вовсе не считаю себя диссидентом», – говорит Гао Цзян. «Я даже никогда не задумывался об этом – просто использую искусство как способ выражения того, о чем мне хочется говорить».
Тем не менее, сегодня братья считаются самыми провокационными и спорными фигурами на современной арт-сцене Китая. На протяжении многих лет власти совершали нападения на их выставки, конфисковывали произведения, сажали в тюрьму их помощников, отключали электричество в студии. Братьев Гао лишали паспортов и больше десяти лет, до 2003 года, запрещали выезжать из материковой части Китая.
«Портреты», последняя выставка братьев Гао, стала напоминанием о сложном положении дел в стране, где все еще действуют жесткие ограничения свободы выражения мнения, в том числе и в сфере искусства. Попасть на эту выставку удалось лишь лицам из узкого круга приглашенных, а проводилась она в месте, до которого гости добирались на внедорожниках. На выставке представлены серии портретов известных диктаторов и радикальных мыслителей двадцатого века – рядом с их детскими портретами. Среди них Гитлер, Саддам Хусейн, Усама бен Ладен, Ким Чен Ир и даже Карл Маркс, на детском портрете которого запечатлен череп. Нечеткое изображение наложено на слегка затемненный, зернистый и мерцающий фон, напоминающий телевизионный экран вблизи.
«Портреты выступают в качестве комментария к современному потоку информации, отбрасывая новый свет на знаменитые снимки, которые печатались в средствах массовой информации», – комментирует выставку Мелани Оуян Лам, арт-критик и близкий друг Гао. Предыдущее проекты братьев также проводились в своеобразной закрытой обстановке.
Скульптура Мао, который по-прежнему является священной фигурой в Китае, изображает Великого кормчего опустившимся на колени и хватающимся за сердце, с искаженным от горя лицом. В другой инсталляции несколько Мао нацелили винтовки на безоружного Иисуса. Эти арт-объекты – визитная карточка братьев Гао.
«Это нормально, когда люди потрясены нашими работами, хотя мы и не ставили перед собой такой задачи», – говорит Гао Цзянь. «Я лично никогда не был шокирован искусством, потому что жизнь в Китае сама по себе достаточно шокирующая».
«Вот что отличает братьев от других художников», – комментирует куратор «Портретов» Ай Вэйвэй. – «Большинство китайских художников просто хотят заработать деньги, поэтому их работы пусты. С другой стороны, искусство братьев Гао не оставляет равнодушными самых впечатлительных элементов китайского общества – от политиков до проституток».
Гао обратились к искусству после того, как их отец (фабричный рабочий, погибший во время Культурной революции, которая взволновала Китай в 1960-х – 70-х годах) был замучен до смерти, однако правительство продолжало утверждать, что он покончил с собой.
Вдохновленные тоской творчества таких художников, как Эдвард Мунк, братья начали создавать рискованные вещи еще в 1980-е годы. В том числе «Midnight Mass» – изображения мужских гениталий, составленные из презервативов и воздушных шаров.
«То, что способно оскорбить правительство сегодня, завтра уже не покажется оскорбительным.Не существует установленных правил и предписаний», – рассуждает Гао Цзян. Гости «Портретов» выдвинули более конкретную теорию о том, что может представлять угрозу для человека в китайском обществе. «В принципе, это все, что намекает на отличные от идеологии однопартийного государства мнения», – резюмировал Ву Венчен, художник, который провел семь лет в тюрьме за участие в демонстрации на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
Фото: gaobrothers.net