Знаменитый американский фотограф Спенсер Туник, фотографирующий толпы голых людей в самых невообразимых местах, готовится к очередному массовому перформансу в Англии. Всех желающих принять участие в фотосъемке Туник призывает связываться с ним через его сайт. Найти волонтеров для него не проблема: несколько тысяч натурщиков для последней своей съемки он набрал всего за неделю. Кажется, скоро на карте мира не останется ни одной страны, где Туник не проводил бы свои фотографические оргии. Предлагаем внимаю читателей воспоминания Бернандет МакНулти (Bernadette McNulty), участницы одной из съемок Туника, опубликованные в The Thelegraph.
Великий провокатор, аморальный сумасшедший, гениальный художник – как только не называли критики американского фотографа Спенсера Туника (Spencer Tunick). Некоторые его откровенные философские работы восхищают, некоторые – приводят в ужас. Естественно, ведь далеко не каждому понравится фотография, на которой 18 000 голых людей разгуливает по пустующему мегаполису. Но, несмотря ни на что, Спенсер Туник стал настоящим символом новой эры фотоискусства.
«В последний раз, когда мы виделись со Спенсером Туником, я была голой. Около 8 утра в одно серое воскресное утро в апреле 2003 года я лежала на полу в отделе косметики Selfridges в Лондоне среди 4000 обнаженных тел. Мягкие, как одеяло, плоти окружили меня, чей-то локоть – в моей коленке, кто-то закинул ногу на мой живот, чьи-то волосы щекотали мою ногу», – вспоминает Бернадет МакНулти в интервью The Telegraph. «Если бы я подняла голову, все, что я могла видеть, были бы торсы и конечности, грудой лежавшие под прилавками с косметикой. Было жарковато и пахло, как на конюшне. Сначала все нервно хихикали, но потом стало необычайно тихо. В конце зала раздался слабый звук вспышки, и затем Туник с сильным американским акцентом произнес в мегафон: «Снято! Всем спасибо!»
В своей книге «Краткая история наготы» психолог Филипп Карр-Гомм объясняет мотивы, которые определяют желание людей сорвать с себя одежду. Это своего рода попытка вернуть тело в состояние невинности, вызывающее выражение сексуального освобождения, однако – от политических протестов Джона Леннона и Йоко Оно до заявления самоуважения Гока Ванстайла – нахождение в общественных местах без одежды по-прежнему табу.
Опыт участия в инсталляциях Туника подобен странному путешествию от любопытства до своего рода эйфории. «Существовало чувства общности между голыми участниками; чувство безопасности, сюрреалистический бунт. Туник работал быстро, все закончилось менее чем за час. Позднее я получила (как, впрочем, и все участники инсталляции Туника) фотографию, сделанную на этом мероприятии», – вспоминает одна из участниц перформанса. «Я часами просиживала над изображением, на котором курганы наших тел контрастировали с полированными углами прилавков, и безуспешно пыталась найти себя среди массы тел. Этим летом я встретилась с Туником в Салфорде и не смогла удержаться от вопроса: "Вы меня узнаете?"»
Этот вопрос 43-летнему американцу, должно быть, задают очень часто. Он начал создавать свои инсталляции в жанре ню еще в 1994 году – с тех пор он сфотографировал сотни тысяч людей по всему миру. Туник шутит, что когда он был моложе, он походил на Дэвида Блейна – в нем действительно было что-то от этого таинственного современного мага, его умение соблазнить людей на то, чтобы они раздевались в самых неподходящих для этого местах.
В Мехико более 18 000 человек присели обнаженными в позе эмбриона на площади Зокало. В Барселоне они тяжело опустились наземь на площади Конституции, в Амстердаме позировали на велосипедах. Люди, невзирая на холод и дождь, раздевались по просьбе этого человека. В Швейцарии добровольцы стояли на леднике Алетч при температуре 10 0C. Большинство участников могут встать посреди ночи, если Тунику вдруг понадобится тусклый свет, который бывает только перед зарей.
В этом году два крупных проекта фотографа привели его обратно в Англию. Весной он получил заявку от галереи Лоури в Салфорде – на создание произведения к 10-летнему юбилею музея. Впервые Тунику было необходимо отталкиваться непосредственно от работ другого художника. «Я смотрел на картины Лоренса Лоури и обращал внимание на то, как он объединяет крошечные фигурки людей с городским пейзажем, как вписывает своих спичечных персонажей в общественные пространства. Я мог бы работать в том же духе», – комментирует Туник. Для галереи Лоури он создал одну из самых сложных фотосъемок. Два утра Туник целовал 1000 жителей Манчестера в семи районах города. В результате получилась выставка фотографий и документальный фильм «Простые люди» – проект поражает тем, как Тунику удалось прозвучать в нем эхом мира Лоури, населенного толпами обычных людей, снующих по улицам и занятых повседневными делами.
В следующие выходные Туник организовывает другою инсталляцию на фестивале Big Chill в Херефордшире, где он планирует раскрасить участников в стиле «цветной картины Ива Кляйна», которая будет аллюзией на разливы нефти в штате Флорида.
Туник, высокий, грубоватый человек с виноватым выражением лица, всегда одет. В отличие от своих «подданных» он не получает удовольствия от собственных съемок. Их организация – длинный и сложный процесс: необходимо набрать участников через свой веб-сайт, найти места, получить разрешение, убедиться, что достаточно туалетов. «Я должен очень тщательно планировать все заранее, поскольку нельзя держать людей без одежды на морозе так долго».
Для Туника скрупулезно поставленные инсталляции менее важны, чем готовые фотографии. «Я не ратую за общественную наготу», – говорит он. Он также не интеллектуальный автор порнофильмов. «Мои работы не о сексе. Любая эротика в моем творчестве, как правило, существует до и после съемок, но очень редко во время них». Основной мотив, по его словам, заключается в создании произведений искусства, которые изменяют наше представление о мире.
Фотографическая карьера Туника началась с трюка. В юности он работал в расположенных на курортах и торгующих брелоками точках, которыми владел его отец. Туник снимал отдыхающих, помещал фотографии в брелок и продавал. «Я проработал на одной точке 4 месяца, заработал $25 000», –вспоминает Туник. «Я сунул деньги в карман пальто и переехал в Нью-Йорк, чтобы заниматься искусством». Он начал фотографировать своих друзей и моделей обнаженными в опустевшем городе.
Число людей, желающих быть запечатленными в его работах, быстро росло. «Однажды позировать для меня захотели 28 человек. Я снимал только в выходные и понял, что придется работать все лето и осень. Поэтому, вместо того чтобы работать с ними индивидуально, я попытался разместить их всех на одном снимке».
Эта работа была первым опытом, в котором Туник превратил несколько тел в единую массу. «Это был великолепный образ, и я почувствовал, что нашел то, что хотел бы исследовать дальше».
Очарование Туника обнаженным телом длится вот уже почти два десятилетия. За это время он прошел путь от рецидивиста (арестован 7 раз в Нью-Йорке) до человека с мировой известностью. Леди Гага в колледже написала 80-страничную дипломную работу о его искусстве, Саша Барон Коэн пригласил его принять участие в фильме «Бруно», однако Туник отказался. Он также отказался от использования его работ в рекламе. Даже сегодня 90 процентов его гонораров поступает из художественных галерей и музеев.
Хотя он популярен не только в СМИ, но и среди обычных, не интересующихся искусством людей (только за первую неделю более 4000 человек заявили о желании участвовать в фотосъемке для Лоури), работы Туника не всегда вызывают благосклонные отзывы критики. Некоторые со скепсисом относятся к кажущимся повторениям в его техники и считают Туника односторонне развитым человеком. На это Туник отвечает: «Если вы посмотрите внимательно, каждая моя работа отлична от предыдущей, она меняется, но меняется очень медленно – из-за масштаба. Например, мне понадобилось целых три года, чтобы создать инсталляцию в Мехико».
В частности выставка в Лоури показывает тонкости и оттенки в работе Туника. Прижавшись друг к другу и пригнувшись в типичных для Лоренса Лоури позах, тела кажутся уязвимыми и хрупкими, крошечными по сравнению с окружающим их городом.
Туник видит себя в русле традиций таких мастеров, как Эллсворт Келли и Синди Шерман. «Я не Дэмиен Херст, не художник, который скачет с одной идеи на другую», – говорит он. «Я старомоден в том смысле, что работаю над одной идеей в течение длительного времени. Мы одержимы чем-то и наслаждаемся этой одержимостью. Мне нравится то, что я делаю, и всегда любопытно смотреть на то, как одна и та же идея незначительно меняется от города к городу».
Меняющейся пейзаж современной жизни – бесконечное полотно для работ Туника. Вполне возможно, когда-нибудь у каждого из нас будет фотография, на которой мы сможем узнать себя.