Все больше коллекционеров современного искусства строят частные музеи, чтобы выставлять там работы из собственных коллекций, которые из-за недостатка свободного места пылятся на складах, пишет The Observer.



Состоятельные люди, неравнодушные к искусству, закупают так много работ современных художников, что даже их многочисленные особняки не в состоянии вместить их все. Но вместо того, чтобы распроститься с излишками коллекции, которые все равно никто не видит, коллекционеры нашли другой выход – явить свои собрания публике. Частные музеи как символ сверхбогатства даже получили прозвище – «эго-музеи», или «эгозеи».



Сегодня в мире искусства, который переживает большие перемены, наметился новый тренд. В то время как государственные учреждения всеми силами борются за бюджеты и спонсоров, растущее число частных коллекционеров скупает все больше произведений современного искусства. Это приводит к взлету цен на аукционах, отчего государственным музеям становится еще сложнее конкурировать с частными.



Коллекционеры из Китая и Мексики, Греции и Австралии сегодня вынашивают грандиозные планы в отношении строительства новых частных галерей, которые смогли бы отразить их личный, порой уникальный художественный вкус. Оказывается, у многих коллекционеров имеются знаковые произведения Демиена Херста (Damien Hirst), Трейси Эмин (Tracey Emin) и Криса Офили (Chris Ofili). Большинство владельцев собраний, выставленных в собственных галереях, могут себе позволить сделать вход в них бесплатным, в то время как государственные музеи в Великобритании сейчас столкнулись с необходимостью назначить плату за вход.



В этом месяце Чарльз Саачи (Charles Saatchi) объявил, что дарит свою галерею в Челси и более двухсот шедевров народу. Многие решили последовать его примеру. 53-летний Дэвид Робертс (David Roberts), сын работника судоверфи из шотландского Гринока (Greenock), заработавший состояние на девелоперском бизнесе, сейчас является одним из крупнейших коллекционеров современного искусства в Британии. Собрав за последние 15 лет приблизительно 2000 работ, включая произведения Трейси Эмин и Марка Куинна (Marc Quinn), он в следующем году планирует открыть гигантскую галерею в Кэмдене (Camden), чтобы показать их все. Хоть он и выставляет отдельные экспонаты в музеях, 80% его собрания постоянно находится на попечении его личного управляющего.



«Если вы обожаете произведения, что хранятся у вас на складе, вам захочется, чтобы их увидели и другие. Когда вы отдаете работы музеям, очень сомнительно, что они будут представлены на постоянно действующей выставке», – сказал Робертс в интервью The Observer.



Среди работ британских художников, которые будут выставлены в просторном подземном музее в Тасмании (Tasmania), построенном 48-летним Дэвидом Уолшом (David Walsh), математиком и профессиональным игроком, находятся работы Офили, братьев Чепмэн (the Chapman brothers) и Дженни Савиль (Jenny Saville). В строительство этого музея Уолш вложил 44,5 млн. фунтов, стоимость же самой коллекции, выставленной в нем, составляет 58,5 млн. фунтов. Трехэтажное железобетонное здание площадью 6000 квадратных метров откроется в январе следующего года и представит коллекцию провокационного искусства на тему смерти и религии. У Уолша есть картина «Пресвятая Дева Мария» Офили (Ofili's The Holy Virgin Mary), на которой Богоматерь изображена чернокожей женщиной; инсталляция «По дороге к небесам» Стивена Шанабрука (Stephen Shanabrook's On the Road to Heaven), представляющая собой композицию с покалеченными телами террористов-смертников, вылепленными из шоколада; и «Клоака» Вима Дельвойе (Wim Delvoye's Cloaca) – механизм, который испражняется, подражая пищеварительной системе человека.



На вопрос, хочет ли он шокировать посетителей выставки, Уолш в интервью The Observer ответил следующим образом: «Да, это будет шокирующее зрелище, но шок вызывают не произведения сами по себе. Или вы уже привыкли к тому, во что мы превратились?»



«Моя галерея – это в какой-то степени рупор, а я стою в углу ораторов Гайд-Парка, – добавил он. – То, что я коллекционирую, говорит кое-что за меня. А говорит оно те вещи, которые я сам не могу или не решаюсь сказать. Поэтому я и примазываюсь к тем, кто способен на это, и еле сдерживаю желание показать эти вещи публике».



Оливер Баркер (Oliver Barker), старший международный специалист департамента современного искусства аукционного дома Sotheby's, заметил, что когда коллекционеры просто дарят свои собрания государственным музеям, они не испытывают «творческого участия», которое они получают при создании своих собственных галерей, которые формируют согласно своим личным художественным предпочтениям. Он считает, что такие коллекционеры, как подруга Романа Абрамовича Даша Жукова, которая открыла галерею в бывшем автобусном депо в Москве, организовывают выставки мирового уровня. «Выставка Ротко, которая там сейчас проходит, одна из лучших международных выставок современного искусства, что я видел в мире за последние пять лет», – сказал Баркер.



Уже пошли слухи, что Жукова планирует открыть вторую галерею. К коллекционерам, которые уже почти достроили свои музеи, относятся владелец компании Louis Vuitton Бернар Арно (Bernard Arnault) и Элис Уолтон (Alice Walton), наследница сети магазинов Wal-Mart. Сообщается, что Хёрст тоже планирует показать свою частную коллекцию работ Джеффа Кунса (Jeff Koons), Эмин (Emin) и свои собственные произведения.



Среди коллекционеров, которые уже открыли свои галереи в Великобритании, – супружеская пара миллиардеров Заблудович (Anita and Poju Zabludowicz), которые превратили часовню на северо-западе Лондона в музей, в котором выставили свою коллекцию, включающую более 2000 работ таких перспективных художников, как обладатель премии Тернера Кит Тайсон (Keith Tyson) и Грэхам Хадсон (Graham Hudson).



«Нас просто выводило из себя то обстоятельство, что у нас полно работ, которые никто никогда не видел, – сказал 49-летний мистер Заблудович, – и мы поняли, что между художественной школой и государственной галереей или музеем есть ниша, которую мы могли бы заполнить».



Так как число коллекционеров, которые могут позволить себе заплатить 1 миллион долларов за один-единственный шедевр, за последние 10 лет выросло в шесть раз, общество может готовиться к появлению еще большего количества частных музеев. Остается гадать, не окажется ли количество в ущерб качеству.






URL записи