Музыкальный обозреватель Дмитрий Веснин — о том, что такое мэшапы, в чем прелесть «пиратской романтики» и почему музыка принадлежит народу






В истории каждого музыкального явления огромную роль играет момент, когда новоиспеченный жанр созревает до того, чтобы повсеместно заявить о себе. Как правило, это происходит при помощи единичной талантливо сделанной работы, заставляющей людей по всему миру интересоваться, критиковать, высказываться, принимать участие и начинать собственные проекты. В конце 1990-х с распространением персональных компьютеров у молодых музыкантов Европы и Америки появилось больше возможностей для сэмплирования, они смогли работать над композициями целиком, вычищая музыкальные дорожки, трансформируя и склеивая их в новые музыкальные формы. Так появились мэшапы, или бутлеги, как их называют в Европе. В большинстве случаев они представляют собой сочетание двух композиций — от одной берется музыкальная составляющая, а от другой — вокальная дорожка.



Стоит отметить, что мэшапы как таковые не были идеей принципиально новой — в 1956 году Билл Буханан (Bill Buchanan) и Дики Гудмэн (Dickie Goodman) выпустили композицию The Flying Saucer, а в 1970-х Фрэнк Заппа (Frank Zappa) ввел термин xenochrony, которым обозначал «перемещение» гитарного соло из одной композиции в другую. И все же расцвет мэшапов как части поп-культуры приходится на 2000-е, когда молодые люди в разных странах начали устраивать подпольные вечеринки, на которых игрались исключительно «склеенные» треки. Поощряя эту затею, независимые музыканты организовали выпуск инструментальных версий своих композиций, что только подогревало интерес и давало толчок для формирования новой музыкальной сцены. В 2001 году появляется первое профильное издание — журнал Get Your Bootleg On, названный по аналогии с популярной композицией Missy Elliott «Get Ur Freak On».





Явление, существовавшее только в подполье, ждало момента, чтобы явить себя миру. В 2004 году Брайан Джозеф Бертон выпустил запись, замешанную на «Белом альбоме» The Beatles и недавно вышедшей акапельной версии «Черного альбома» Jay-Z.  Собранный на домашней студии The Grey Album не мог быть издан легально — он содержал отрывки композиций The Beatles, и EMI запретили альбом для распространения. Своими силами Danger Mouse отпечатал 3000 копий пластинки, разослав их друзьям и по музыкальным блогам. Когда правоохранители обратили внимание на ситуацию, в Интернете существовало более 170 сайтов, распространяющих альбом, и, по самым скромным оценкам, было скачано более 100 000 его копий. Позже Брайан Бертон прокомментировал ситуацию следующим образом: «Этого не должно было случиться… Я только отправил несколько треков, и теперь онлайн-магазины продают их, и люди повсеместно скачивают их», также он сказал: «Я не собирался нарушать авторские права. Я собирался сделать арт-проект».



Danger Mouse - What More Can I Say?



  



Сложно оценить истинные масштабы популярности «Серого альбома». Говорят, что если бы он продавался легально, то с легкостью вошел бы в топ-10 самых успешных альбомов 2004 года. Скандал с участием правообладателя помог распространению талантливой пластинки, и тысячи молодых людей приобщились к «пиратской романтике», начав играть мэшапы в местных клубах, ставя их на домашних вечеринках и хвастаясь ими друзьям. Этот момент принято считать расцветом мэшапа — именно тогда такие герои сцены, как 2ManyDJs, People Like Us, Shitmat и Girl Talk обрели открытую популярность. Поймав волну, продюсер и участник группы Linkin Park Майк Шинода (Mike Shinoda) выпустил сингл Numb/Encore, совмещающий тексты и музыку композиции Numb с вокальным треком Encore все с того же «Черного альбома» Jay-Z. В 2006 году Шинода получил Grammy за лучшую рэп/песенную коллаборацию. Во время вручения премии на сцену вышел сэр Пол МакКартни и поддержал вокалиста Linkin Park, исполнив во время припева Yesterday вместо оригинальной композиции Linkin Park.



Linkin Park vs. Jay-Z - Numb / Encore



  





После этого мэшапы получили общественное признание. В то время как Danger Mouse совершенно легально продюсирует альбомы проектов Gorillaz и Danger Doom, музыкальные блоги занимаются поиском новых героев жанра. Например, силами Stereogum и team9 выходит серия сборников Stereogum & team9 Present… MySplice, устанавливающая новые стандарты обращения с поп-музыкой. Видоизменяется и правила игры — становится хорошим тоном «склеивать» широко известные композиции с вещами, популярными только в узких кругах. Таким образом, они не только начинают массово заигрывать с авторскими правами, но и получают нешуточную популярность.



team9 - Albert and Katy Sitting in a Tree



  



Грег Майкл Гиллис (Gregg Michael Gillis) из Питтсбурга, что в штате Пенсильвания, нашел свое призвание в мэшап-вечеринках. Его визитная карточка — полное игнорирование музыкальных жанров и правила «одна композиция — музыка, другая — вокал». Он перемешивает сумасшедшие объемы музыки, выдавая отрывки почти из сотни композиций в час. Очевидцы его концертов говорят, что люди выходят уставшими, со слезами радости на глазах. Еще бы — зал взрывается овациями каждый раз, когда узнает популярный трек. Только представьте, что на его концертах это случается каждую минуту. Недавно Грег Гиллис выпустил свой пятый альбом под псевдонимом Girl Talk, снабдив его полным листом использованных сэмплов. В случае с альбомом All Day этот лист превышает 350 композиций, и существуют фанатские сайты, посвященные точному определению места расположения этих треков на альбоме. К примеру, в одном сете Girl Talk можно услышать композиции таких музыкантов, как A-Ha, Aphex Twin, Arcade Fire, Beastie Boys, Blondie, The Clash, Daft Punk, The Doors, Genesis, Janet Jackson, Beyonce, MGMT, Nirvana, Yeah Yeah Yeahs и очень-очень многих других.



Girl Talk - Make Me Wanna



  





Мэшапы все еще являются тяжелой конкурентной сценой и отличной площадкой для привлечения внимания к новым музыкантам. Героем 2010 года, без сомнений, стал нью-йоркский продюсер Макс Танноне (Max Tannone), выложивший для свободного доступа работу Mos Dub, сочетающую классические реггей-сэмплы и вокальные дорожки с различных альбомов  хип-хоп исполнителя Mos Def. Работа, являющаяся образцом отличного музыкального вкуса, была встречена критиками намного лучше сольного творчества Mos Def. Вдохновленный успехом, Макс провел все лето над новой работой и в начале осени выпустил Dub Kweli, преобразующий творчество хип-хоп артиста Talib Kweli.



Mos Dub - History Town



  



Мэшап-сцена — отличный показатель того, как отмирает традиционная музыкальная культура, основанная на продажах компакт-дисков и авторских правах. Как сказал Мик Джаггер (The Rolling Stones) в интервью BBC, «в истории музыки имел место небольшой промежуток времени, с 1970-го по 1997-й, когда музыкантам платили. И им платили очень честно». Мэшапы становятся частью массовой культуры и держатся на двух китах — «пиратской романтике» и невероятной производительности талантливых людей, вовлеченных в эту игру. В наше время стало невозможным относиться к этому явлению как к студенческой забаве. Музыканты поощряют эту волну, выпуская альбомы инструментальных и акапельных композиций, правообладатели закрывают глаза на неофициальные ремиксы, на мэшап-вечеринки и гигабайты украденной музыки. Сегодня мэшапы — это культурное явление, которому удалось, пускай локально, но победить авторское право как таковое. На классический вопрос «Принадлежит ли написанная песня автору?» эти люди дают однозначный ответ: «Она принадлежит народу».









artread.ru/sites/default/files/girl_talk1.jpg?1...">













@темы: Музыка